Проектирование речных портов, отдельных грузовых и пассажирских причалов

Речные порты есть практически во всех крупных российских городах, стоящих на судоходных реках.

Речные порты по местоположению разделяются на: порты на свободных реках, порты на шлюзованных реках и каналах. Кроме того, различают порты на озерах и водохранилищах.

Существуют два типа речных вокзалов: стационарные и плавучие. Для больших городов наиболее благоприятным является стационарный речной вокзал, расположенный на не затопляемых высокими водами отметках. Такой вокзал может быть использован в течение всего года. На зарегулированных реках и водохранилищах при незначительных колебаниях горизонта воды причальный фронт устраивается непосредственно на набережной; на свободных же реках при значительных колебаниях уровня воды можно комбинировать стационарное здание вокзала и перрон, сооружаемые на незатапливаемых отметках, и плавучий дебаркадер, соединяемый с перроном трапами на шарнирных фермах, поднимающихся и опускающихся вместе с плавучим дебаркадером в зависимости от уровня воды в реке.

В ряде случаев для устройства вокзальной площади требуется значительный объем земляных работ с уположением береговых откосов и прокладкой спусков-съездов по серпантинным трассам. При этом следует принимать меры по борьбе с оползневыми явлениями.

При русловых речных портах устраиваются дополнительно порты-затоны для зимнего отстоя и ремонта судов и плавучих пристаней-дебаркадеров, так как оставлять их на зиму у открытого берега нельзя из-за ледохода. Порты-затоны целесообразно размещать вне застроенной части города.

При районировании речного порта большое внимание нужно уделять правильному расположению в районе порта железнодорожных и городских мостов, которые стесняют движение судов в порту, ухудшают условия видимости и усложняют планировку береговой территории ввиду необходимости размещения подходов к мосту.